Архив блога летних лагерей

15 июля 2010 г.

Сложно небанально рассказывать о войне…

Сложно небанально рассказывать о войне. Если речь идет о Великой Отечественной, то чаще всего обходятся штампами вроде «Никто не забыт, ничто не забыто» и песнями «Бери шинель, пошли домой» и «На безымянной высоте». Почему-то, например, школьные преподаватели считают, что повторять одно и то же на протяжении полувека — это нормально, и дети этого якобы не чувствуют. Меня еще со средней школы передергивало от одной и той же стенгазеты, которую вешали каждый год, меняя число в название «какоетотам-летие ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ».
Сложно небанально рассказывать о войне. Сегодня в лагере мы проживали войну. Не играли в нее, не ставили классом, а именно проживали. Стучались всеми нам доступными способами в сердца детей, чтобы они ощутили, прочувствовали и поняли, что же эта за трагедия нашей страны, о которой до сих пор ее участники, если не уходят в фактологию, не могут рассказывать спокойно… Также, как и несколько лет назад (День ВОВ проводился пять лет назад, в ЛТО-2005), перед нами стоял вопрос, как сделать так, чтобы не уйти в парадную пафосность с одной стороны и в «войнушку» с другой, как сделать так, чтобы игра дала возможность, пусть не надолго, но прожить жизнь тех людей, которые пережили это страшное время.
Сегодняшний день стал своего рода ремейком того, что уже было сделано в 2005 году. Подготовкой дня занималась Лена Верховская, которая постаралась не только сделать мощную эмоциональную нагрузку, но и дать какие-то элементы истории и рассуждения, чего не было пять лет назад. До обеда проходило некое «погружение в атмосферу»: по лагерю было развешано около сотни (!) старых плакатов, играла советская музыка. Все пытались ощутить одновременно давящую и бодрую атмосферу конца тридцатых, поиграв в довоенную молодежь — полчаса были уделены выпускному вечеру 41-го года.
После тихого часа вместо ожидаемого спорта зазвучала авиатревога, по которой лагерь довольно быстро собрался и отправился записываться на фронт. Мы не были сегодня солдатами, а были детьми и подростками. Детьми, которые ходят в школу и боятся воздушной тревоги, детьми, ожидающими весточки с фронта, детьми, стоящими за станками и роящими окопы, выстаивающими огромные очереди за хлебом и мечтающими попасть на фронт. Каждому была выдана повестка, по которой он отпралялся участовать в каком-либо событии: рытье окопов, очереди за хлебом в Ленинграде, допросе немецкого офицера, марш-броске. По прошествии определенного времени происходил переход, и все отправлялись на новые «события» Было очень сложно выбрать то, что именно стоит подчеркнуть в теме войны. Как рассказать о политике по отношению к советским солдатам, вернувшимся из плена? Как упомянать Сталина? Как сделать жизнь во время войны жизнью, а не кадрами из фильма?
Переход по «событиям» сам по себе был очень цельным мероприятием, поскольку давал очень разносторонню, неоднозначную картину войны. Дети не только наблюдали своеобразные миниатюры, но и участвовали в них, окунаясь в происходящее. Последним событием стало взятие Рейхстага, после которого последовал ужин.
После ужина театральный отряд представил композицию, собранную из стихов и песен о войне на основе документальных книг Алексеевич «У войны неженское лицо» и «Соло для детского голоса». Композиция была сделана очень хорошо, живо и без того чрезмерного надрыва, который был в оригинальной версии дня. Затем прошли небольшие диспуты, на которых обсуждались люди во время войны, история с точки зрения отдельного человека и тема потерянного поколения.


Сложно небанально рассказывать о войне…

Сложно небанально рассказывать о войне. Если речь идет о Великой Отечественной, то чаще всего обходятся штампами вроде «Никто не забыт, ничто не забыто» и песнями «Бери шинель, пошли домой» и «На безымянной высоте». Почему-то, например, школьные преподаватели считают, что повторять одно и то же на протяжении полувека — это нормально, и дети этого якобы не чувствуют. Меня еще со средней школы передергивало от одной и той же стенгазеты, которую вешали каждый год, меняя число в название «какоетотам-летие ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ».
Сложно небанально рассказывать о войне. Сегодня в лагере мы проживали войну. Не играли в нее, не ставили классом, а именно проживали. Стучались всеми нам доступными способами в сердца детей, чтобы они ощутили, прочувствовали и поняли, что же эта за трагедия нашей страны, о которой до сих пор ее участники, если не уходят в фактологию, не могут рассказывать спокойно… Также, как и несколько лет назад (День ВОВ проводился пять лет назад, в ЛТО-2005), перед нами стоял вопрос, как сделать так, чтобы не уйти в парадную пафосность с одной стороны и в «войнушку» с другой, как сделать так, чтобы игра дала возможность, пусть не надолго, но прожить жизнь тех людей, которые пережили это страшное время.
Сегодняшний день стал своего рода ремейком того, что уже было сделано в 2005 году. Подготовкой дня занималась Лена Верховская, которая постаралась не только сделать мощную эмоциональную нагрузку, но и дать какие-то элементы истории и рассуждения, чего не было пять лет назад. До обеда проходило некое «погружение в атмосферу»: по лагерю было развешано около сотни (!) старых плакатов, играла советская музыка. Все пытались ощутить одновременно давящую и бодрую атмосферу конца тридцатых, поиграв в довоенную молодежь — полчаса были уделены выпускному вечеру 41-го года.
После тихого часа вместо ожидаемого спорта зазвучала авиатревога, по которой лагерь довольно быстро собрался и отправился записываться на фронт. Мы не были сегодня солдатами, а были детьми и подростками. Детьми, которые ходят в школу и боятся воздушной тревоги, детьми, ожидающими весточки с фронта, детьми, стоящими за станками и роящими окопы, выстаивающими огромные очереди за хлебом и мечтающими попасть на фронт. Каждому была выдана повестка, по которой он отпралялся участовать в каком-либо событии: рытье окопов, очереди за хлебом в Ленинграде, допросе немецкого офицера, марш-броске. По прошествии определенного времени происходил переход, и все отправлялись на новые «события» Было очень сложно выбрать то, что именно стоит подчеркнуть в теме войны. Как рассказать о политике по отношению к советским солдатам, вернувшимся из плена? Как упомянать Сталина? Как сделать жизнь во время войны жизнью, а не кадрами из фильма?
Переход по «событиям» сам по себе был очень цельным мероприятием, поскольку давал очень разносторонню, неоднозначную картину войны. Дети не только наблюдали своеобразные миниатюры, но и участвовали в них, окунаясь в происходящее. Последним событием стало взятие Рейхстага, после которого последовал ужин.
После ужина театральный отряд представил композицию, собранную из стихов и песен о войне на основе документальных книг Алексеевич «У войны неженское лицо» и «Соло для детского голоса». Композиция была сделана очень хорошо, живо и без того чрезмерного надрыва, который был в оригинальной версии дня. Затем прошли небольшие диспуты, на которых обсуждались люди во время войны, история с точки зрения отдельного человека и тема потерянного поколения.